igor1960 (igor1960) wrote,
igor1960
igor1960

Categories:

Барская конфедерация и гайдамаччина

Трактат 1768 года, провозгласивший веротерпимость в Польше, не принес примирения и остался на бумаге. Поляки и не думали выполнять его. Наоборот, уравнение иноверцев во всех правах с католиками послужило толчком к новому взрыву преследований западнорусских православных и вызвало общенародное бедствие, которое вошло в историю под именем Барской конфедерации и гайдамаччины.
Недовольство поляков постановлениями сейма 1767-1678 гг. проявило себя еще до закрытия сеймовых заседаний. После же окончания сейма партия недовольных снова подняла голову и во весь голос заявила о своем несогласии с трактатом и сепаратным актом. При этом вся злоба недовольных была обращена на Россию и единоверных ей православных западноруссов.
Самым страшным гонениям подверглась православная Украина, где гонителям пришли в помощь польские воинские отряды, находившиеся в украинских областях. Мучители истязали как православное духовенство, так и простой народ, не щадя при этом ни женщин, ни стариков, ни детей. «Ярости и свирепства униатов не унимаются, – свидетельствовал еп. Гервасий переяславский, – но паче восстают за пособлением губернаторов и придворских людей, и … православный украинский народ находится в таковой тесноте и нужде, какова была во времена апостольские».
Каменецкий епископ Красинский, его брат Михаил Красинский, Иосиф Пулавский с тремя сыновьями и другие польские магнаты составили в 1768 году в г. Баре конфедерацию. Помимо ярых клерикалов и вообще консервативно настроенных элементов, в нее вошли патриотические круги католической шляхты, недовольные вмешательством России во внутренние дела Польши и поэтому ставшие ее противниками. Конфедерация объявила все постановления сейма 1767-1768 гг. уничтоженными и потребовала коренного переустройства государственного уклада страны. При этом планировалось свержение Станислава Августа и крестовый поход на Россию. Позднее эта конфедерация переросла в генеральную, лозунг которой провозгласил смерть всякому православному подданному Польши, который осмелится иметь связи с Россией. Под начальствомРадзивилла, Пулавского, Огинского, Зарембы составлялись сильные военные отряды. Вся Польша клокотала. Вскоре к конфедератам примкнуло войско Воронича. Все это огромное скопище вооруженных людей, обозленных на все русское и православных людей, развернувшись широким фронтом, хлынуло в поднепровские губернии. Их путь отмечало новое горе и новые слезы украинского народа. Верхом кровожадного варварства конфедератов было сожжение живым млиевского ктитора Данилы Кушнира за то, что он не отдал униатам дарохранительницы. Согнав из окрестных сел и деревень множество народа, поляки обвязали Данилу паклей, облили смолой и, привязав к дереву, сожгли. «Оставляя домы с имуществом, жители начали расходиться по лесам и по другим местам, где бы только можно прихорониться», видя свое единственное спасение в бегстве. Беглецы спасались в прибрежных местах по Днепру, от Канева и до южной его части у Крылова, с отчаянием наблюдая за подходившими все ближе силами конфедератов, двигавшихся от Брацлава и Белой Церкви. К весне 1768 г. численность украинских беглецов достигла громадных размеров; эти толпы не видели для себя выхода из того тупика, в который их загнал страх перед надвигающимися конфедератами.
В ответ на это море крови и слез, на эти глумления и изуверства латино-униатов православный народ Украины поднял восстание. Начало восстанию положил Максим Зализняк, бывший запорожец, оставивший войсковое житье и готовившийся стать монахом. Поругание православной веры и избыток людского горя вызвали его снова в мир. На его призыв поднялись тысячи, преимущественно из угнетенного украинского крестьянства. К гайдамакам присоединилось строевое войско панских казаков и казацкая вольница. Перед этой ордой уже были одинаково равны и поляки, и евреи, и русские, независимо от их религиозных убеждений. В это время много погибло православных, в том числе из духовенства. Особенно жестокой была расправа с населением города Умани, где было убито, повешено и растерзано до 20 000 местных жителей и беглецов из шляхты и евреев.
Были введены в действие регулярные части русских войск в Польше генерала М. Кречетникова и польское войско Ксаверия Браницкого. Зализняк и сотник Гонта (отличился в Умани) были схвачены: Зализняк бит кнутом и отправлен в Сибирь, Гонта выдан полякам и четвертован. Волнения украинцев стали постепенно утихать. Но гонения православных продолжались, так как военные действия русских войск против гайдамаков открывали свободу конфедератам и возвращающемуся на свои места униатскому духовенству окупать свои страдания ценой новых насилий над народом Украины.
Пытаясь оправдать себя перед лицом истории, латино-униаты выставляют главным виновником гайдамацкого бунта игумена Мотренинского монастыря Мелхиседека, первым якобы бросившего клич в народ о вооруженной защите своих религиозных прав. С подобным нельзя согласиться. О невиновности Мелхиседека в преступлениях гайдамаков говорит его послание к инокам монастыря в конце мая 1768 года: «Слышно у нас, что по многим местам совсем православных разорили перемучили, и несколько человек своевольных от конфедерации польской в лесах людей, а по селам евреев руйнуют. Ежели так оно и есть, то вы, благочестивые христолюбцы, сохраните себе, чтоб ни едина душа из вас до оных своевольников не пристала. Больше терпели, еще потерпите. Ховайтеся, утекайте, ежели кто вас гонит или хощет взяти, а до гайдомак помянутых не приставайте; ибо и Бога прогневаете, и никто за нас не будет обстояти, кровь бо и обиды никогда никому не минутся… За одним легкомыслием многие пропадут горькою смертию, потому что за своевольников, то есть гайдамаков, Россия вступаться не будет… Наше дело судом доходит, да терпением».
Кровавые события на Украине грозным эхом отозвались и в Белоруссии. «Поляки, иноверцы будучи, все почти мятежникам называемым конфедератам согласны», – пишет еп. Георгий Конисский в доношении в Синод. По дорогам разъезжали вооруженные отряды польской шляхты, участились нападения на мирных белорусских граждан. И снова открылись гонения за веру.
По дороге из Варшавы в Могилев, в апреле 1768 года еп. Георгий, проезжая Старый Быхов, стал очевидцем и свидетелем ярости униатов и католиков по отношению к тем, кто перешел из унии в православие до утверждения «Трактата вечной дружбы». Гонителей возглавлял суффраган виленского епископа Феликс Товянский. Спустя три дня после отъезда еп. Георгия из Быхова суффраган приказал местным властям арестовывать таких лиц обоего пола и приводить к нему на истязание. Несчастных пытали огнем, а по ночам нещадно секли розгами. С тем же намерением учинить подобную экзекуцию Товянский прибыл в Могилев. Он явился к преосв. Георгию и потребовал не мешать ему в осуществлении его карательной экспедиции. Но Конисский решительно отверг претензии суффрагана и заявил ему, чтобы тот оставил город в покое. Суффраган уехал с угрозой применить «другие меры». Он отправился в Мстиславское воеводство и стал подбивать там шляхту учинить конфедерацию. Совместными действиями с католическим духовенством и иезуитами суффраган быстро достиг желаемого успеха. Сбор подписей на конфедерацию происходил в доме хорунжего Мстиславского воеводства Михаила Техановецкого, где часто останавливался Товянский во время разъездов по Белоруссии. В Могилеве был скуплен католической шляхтой весь свинец и порох, мастерским и кузнецам были даны срочные заказы на сабли и ружья. Конфедерацию щедро субсидировали Ватикан и римское духовенство. По словам одного из осведомленных могилевских иезуитов, для конфедерации «порох уже на полку насыпан, только … остается огонь приложить, – ждали лишь малейшего повода, чтобы учинить кровавую расправу с Могилевом и окрестностями.
В качестве прелюдии к намеченной бойне конфедераты решили схватить еп. Георгия и убить, чтобы спровоцировать потом столкновение враждующих сторон. Спасся преосв. Георгий только благодаря своевременному предупреждению «достоверных людей».
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments