igor1960 (igor1960) wrote,
igor1960
igor1960

Categories:

Сейм 1767-1768 гг.

В виду неудачных для иноверцев результатов сейма 1766 года Россией были предприняты значительные усилия по сбору очередного сейма, на котором предполагалось узаконить права православных. Дело это было непростым, так как оппозиция подвергала критике даже те немногие статьи в пользу иноверных, которые уже были приняты сеймом 1766 года. Более того, папа Клемент XIII, узнав о колебаниях польского короля, обратился 18 апреля 1767 года к Станиславу Августу с увещевательной грамотой, убеждая его не идти на уступки православным. Во время проведения сейма папа обрушился на короля с новым «Бреве» от 6 января 1768 года, где с ожесточением стращал короля Польши и требовал недопущения льгот некатоликам.
Сейм открылся 23 сентября 1767 года и вначале пошел по пути сейма 1766 года. Краковский епископ Каетак Солтык опять резко выступил против предложений России и польского короля по веротерпимости. Его поддержал краковский воевода Вацлав Ржевусский. Король поспешил объявить заседание закрытым. На второй день сейма выступил киевский епископ Иосиф Залусский и зачитал два папских «Бреве» с призывом не допускать удовлетворения прав иноверцев, что оказало самое поразительное впечатление на делегатов-католиков. Выступивший затем сын краковского воеводы Северин Ржевусский заявил, что поляки решительно отвергают требования иноверцев и никогда не дадут своего согласия на уравнения прав иноверцев с правами католиков. Король был вынужден прервать и это заседание. Энергичные действия России (14 октября арестованы по обвинению в подготовке вооруженного мятежа и религиозной резни Каетак Солтык, Иосиф Залусский и отец и сын Ржевусские с обязательством освобождения после принятия чаемых решений: отправлены под конвоем в Вильно, а затем отвезены в Калугу) остудили рвение депутатов от оппозиции. За основу при обсуждении был взят проект Комиссии 1766 года, который при положительном решении в пользу иноверцев ряда вопросов имел недостатком отсутствие права свободного перехода в прежнюю веру насильно обращенным в унию или католичество. Российский посол Репнин по некоторым причинам не поддержал еп. Георгия по включению этого пункта в новый Трактат, однако в Трактате оговаривалось, что «те однак, которые то учинили (возвращение в православие) до сего времени, от казни всякой (изгнание из отечества) свободны. Еп. Конисский с согласия российского посла Репнина воспользовался последним пунктом и разослал по всей Западной России приглашения, чтобы все желающие оставить унию и перейти в православие поспешили это сделать до утверждения трактата и заявить о своем переходе официально Конисскому или в местных городских судах. Рекомендовано в манифесте указывать, что сами обращающиеся или их предки принуждены были к унии или католичеству насильно. Обращения еп. Георгия произвели могущественное действие на всю Западную Русь и даже в таких укрепленных центрах Унии и латинства, как Полоцк, Дисна и другие. «Многие целые приходы униатские, – докладывал преосв. Георгий русскому поссланнику письмом от 7/18 февраля 1768 г., – некоторые вместе со священниками своими, в воеводстве Мстиславском и повете Оршанском, также многочисленные селения в поветах: Речицком, Мозырском и Пинском, и в воеводствах Новгородском и Минском состоящие, присланными ко мне письменными прошениями объявили, что они … унию или католицкое исповедание… ныне оставляют и ко благочестию по прежнему возвращаются, прося притом, дабы я принял их к своей епархии, и защищения, если бы за то от кого были нападствуемы, где надлежит, просил. Однако манифестов о сем в местах судебных они не занесли, опасаясь от властей мирских и духовных поновления прежних над ними мучительств». С таким же прошением к еп. Георгию обратилось осмоловичское шляхетство, обращенное в унию и католичество в 1766 году. Та же массовость обращений в православие наблюдалась и на Украине. С конца ноября 1867 года по январь 1768 года было собрано около ста новых заявлений украинских приходов о присоединении к православию. Только после визирования манифестов послом Репниным и поддержки королем, в польском министерстве и на сейме (до этого Варшавский магистрат отвечал еп. Георгию отказом) манифесты были зарегистрированы магистратом Варшавы.
23 февраля 1768 года состоялось последнее заседание сейма. Сейм утвердил «Трактат вечной дружбы» двух государств. Иноверцам были возвращены все гражданские и политические права наравне с католиками; все прежние неблагоприятные постановления отменялись; свобода вероисповедования обеспечивалась навечно. При всем том католичество по-прежнему было оставлено господствующей религией в Польше и переход из него квалифицируется как преступление и карается изгнанием из страны. Попытка же униатов добыть себе равноправное положение с католиками не увенчалось успехом – в трактате о них упомянуто было очень глухо.
Subscribe

  • был более «пролетарского происхождения»

    Антон Иванович Деникин родился 4 (16) декабря 1872 года в деревне Шпеталь Дольный, в завислинском пригороде Влоцлавека, уездного города Варшавской…

  • Люблинская трагедия

    Начиная от публикации Теодора Нарбута Истории литовского народа (еще написанной по-польски) литвины подвергают сомнению значение унии, признавая, что…

  • 30 лет у власти

    Ми́ло Джу́канович — черногорский государственный и политический деятель. Лидер Демократической партии социалистов Черногории. С небольшими перерывами…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments