igor1960 (igor1960) wrote,
igor1960
igor1960

Category:

Сейм 1766 года

Несмотря на разгул польской реакции, еп. Георгий деятельно готовился к предстоящему сейму. Сейм открылся 24 сентября 1766 года. Иностранными послами были сформулированы требования православных жителей польского государства:
1) Предоставить право свободы богослужений;
2) Разрешить строить новые и ремонтировать старые церкви;
3) Восстановить православные епархии, признанные Трактатом 1686 г.; возвратить отнятые монастыри и церкви и дать свободу возвратиться в православие насильно обращенным в унию;
4) Восстановить прежние православные семинарии и училища;
5) Православное духовенство и члены их семей должны подлежать суду своего епископа и консистории, а при иске с униатами – единственно королевскому суду;
6) Православное духовенство должно быть выведено из податного сословия и приравнено в правах к духовенству католическому;
7) Помещики к церквам своих имений должны представлять способных кандидатов, не грабить их и не иметь права удалять священников с приходов без епископского суда;
8) Дети от смешанных браков не должны быть понуждаемы в вопросах веры;
9) Православное шляхетство должно быть допущено к государственным, а мещане – к городским должностям.
Все эти пункты требований были обставлены указаниями на законы и привилегии прежних времен и переданы в специально образованную Комиссию, работающую под присмотром иностранных послов и выработавшую проект постановлений сейма о положении религии в Польше с 19 пунктами. По проекту, несмотря на то, что католичеству по-прежнему отводилось господствующее положение, тем не менее в деле об иноверцах намечалось сделать большой шаг вперед. Столь же обнадеживающим было и открытие специальной Конференции для рассмотрения всех жалоб иноверцев. На эту Конференцию были вынесены и жалобы всех православных от еп. Георгия. Но, как оказалось, «сейм только поманил нас такою Конференцию, а в самой вещи претензии наши отбросил». Члены Конференции – польские министры, католические и униатские епископы – отвергли поданное Конисским прошение, где излагались обиды и притеснения белорусской паствы, а жалобы украинцев (с некоторого времени еп. Георгий ходатайствовал и за православных западной Украины, которые руководились игуменом Мотренинского монастыря Мелхиседека) были признаны бунтом. В подобном решении Конференции немаловажную роль сыграло «Бреве» Климента XIII. Но еще более во всем этом отразилась скандальная обстановка в сейме при обсуждении дела иноверцев. Когда 11 ноября по требованию русского посла был поставлен вопрос о польских иноверцах, большинство делегатов в один голос кричали, что ни за что не позволят нарушить права католической религии. Больше же всех старался краковский епископ Каетан Солтык. «Если бы я увидел, – кричал он, – отворенные для иноверцев двери в сенат, избу посольскую и трибуналы, то заслонил бы я им эти двери собственным телом, пусть бы стоптали меня. Если бы я увидел место, приготовленное для постройки иноверного храма, то лег бы на это место, пусть бы на моей голове заложили краеугольный камень здания». Солтык даже внес предложение считать изменником республике и подвергать конфискации имущество всякого, кто заговорит когда-нибудь об уступках иноверцам. Когда же один из депутатов сейма Гуровский подал голос за иноверцев, то весь сейм разразился потоками брани в его адрес, а многие делегаты даже схватились за сабли. Не менее других неистовствали и представители католического и униатского духовенства, со стороны которых раздавались крики с требованием, «подданные от посла (русского) мемориалы содрать и спалить». Король был вынужден оставить заседание. Делегаты же долго еще кричали, ругались, потом разошлись.
Всего на сейме было произнесено министрами и провинциальными делегатами тринадцать речей против православной веры, а статьи мирных трактатов России с Польшей перетолкованы не в пользу православных. Сейм закрылся 24 ноября 1766 года, не удовлетворив требований заинтересованных государств и ходатайств еп. Георгия.
Subscribe

  • был более «пролетарского происхождения»

    Антон Иванович Деникин родился 4 (16) декабря 1872 года в деревне Шпеталь Дольный, в завислинском пригороде Влоцлавека, уездного города Варшавской…

  • Люблинская трагедия

    Начиная от публикации Теодора Нарбута Истории литовского народа (еще написанной по-польски) литвины подвергают сомнению значение унии, признавая, что…

  • 30 лет у власти

    Ми́ло Джу́канович — черногорский государственный и политический деятель. Лидер Демократической партии социалистов Черногории. С небольшими перерывами…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments