igor1960 (igor1960) wrote,
igor1960
igor1960

Category:

Положение православных Польши при приходе на трон Екатерины II: 1762-1763 гг.

Между тем в столице Российской империи произошли важные события. 28 июня 1762 года решилась судьба императора Петра III, и на русский престол взошла императрица Екатерина II. Еп. Георгий подал императрице челобитную, где, описывая бедствия православных белорусов, приводит ссылки на привилегии польских королей, которые были даны Белорусской епархии на протяжении всей ее истории, а ныне бесцеремонно попираются латино-униатами.
В отместку православным за их надежды на помощь русской императрицы, в то время как в Москве шел чин коронования, в Могилеве католики и униаты учредили миссию. Зачинщиками миссии на этот раз были иезуиты, во главе с префектом иезуитских школ в Могилеве ксендзом Бадовским. По приказанию начальника могилевской крепости и вице-эконома Бернарда Швыковского в Могилев был согнан народ окрестных школ и бедное православное шляхетство. Не в пример прошлому, на этот раз не было исключено и население королевских имений; ослушников приказано штрафовать и подвергать телесному наказанию до ста ударов плетьми. 29 сентября миссия началась специальными на этот случай проповедями иезуитов. Затем велено «всему народу делать кресты в меру возраста человеческого и с оными ходить за ними (миссионерами)… в процессиях, в коих сами миссионеры убравших в мех босыми ногами ходя, крест большой носили; женскому же полу вместо креста велели накладывать на голову венки с сосны или елины сплетенные и обвязывать шеи вожжами лычаными или пеньковыми, и всем обще петь песни от себе сочиненные, что все и делано по их … повелению». В этих процессиях от костела к костелу было приказано участвовать и православным членам городского магистрата, а также мастеровому люду по цехам «при знаменах и барабанным боем церемониально». Во время одной из таких процессий была предпринята попытка захватить кафедральную Спасскую церковь и Братский Богоявленский монастырь. Когда же попытка кончилась неудачей, отцы-иезуиты «посреде базару поставя столы, лжеучения … свои говорили, в коих называя нас еретиками, лгали, якобы нет у нас ни таинств истинных, ни священства, ни Писания священного и учения христианского». Миссия не обошлась без человеческих жертв. Была схвачена православная мещанка Феодора Марковская; муж ее, отставной солдат, был засечен плетьми, а сама, вместе с грудным ребенком, после пытки огнем брошена в тюрьму. Вся вина Ф. Марковской состояла в том, что будучи дочерью насильственно обращенных в унию родителей, сама приняла православие и «пребывает в нем уже тому 25 лет». «К тому еще три женщины – Ксения Корженевская и дочь ее Ефросинья, да Ксения Кузевкова были взяты в тюрьму по той же самой причине …».
После этого иезуиты отправились в соседний г. Мстиславль с намерением и там осуществить подобные «действа», а в Могилев спешила уже миссия доминиканцев.
Очередным рапортом Могилевская консистория во время рождественских святок 1763 года сообщала, что снова отнято на унию две церкви: Св.-Ильинская в с. Гусином, Дубровенского благочиния, чрез декана униатского Александра Корзоновича, и Св.-Троицкая, в погосте Кашино, Невельского благочиния, чрез местного владельца Зеновича, родственника Могилевского плебана; что Могилевский плебан в прошлом декабре явился в городскую ратушу в полном облачении «с великою помпою» «и при ассистации самого вице-эконома могилевского и других офицеров и шляхтичев» и требовал «римлянина войтом сделать, ведая, что таким образом может в самом кратчайшем времени всех граждан утеснив к своему намерению привесть». Далее сообщалось, что плебан М. Зенович устроил напротив кафедральной Спасской церкви церковь униатскую и что в Могилеве готовится новая миссия, «для которой велели сделать до 7000 крестов, дабы оными под видом церемонии вооружитись и церковь одну ли кафедральную… или и другие в Могилеве отобрать и извинятись потом, что они оружием святым тое учинили, однако притом и ружья до 200 велели заготовить… и мощи Иосафатовы с портретом в Могилев привезли, дабы оные в церкви, которую отберут, поставить».
В мае могилевская консистория сообщала, что пригородное село Полыковичи стараниями Зеновича, Княжевича и Бадовского обращено в унию. При освящении новопостроенной униатской церкви в этом селе урядник Бартошевич силой гнал православных жителей к униатской службе и под страхом телесных наказаний впредь запретил обращаться к православным священникам. Примеру Бартошевича нашлись последователи, созидая в своих селах «каплицы для униатских попов, и не допуская никакими мерами людей православных ходить к своим церквам».
В самом Могилеве дошло до того, что духовным лицам и служащим консистории невозможно было показаться на улице. Воспитанники иезуитских школ осыпали их бранью и бросали в них грязью, били кирпичами окна в храмах. Ночью 3 мая, поощряемые префектом Бадовским, ученики иезуитов совершили налет на семинарию. Они посрывали ставни в здании, побили окна и ворота свалили, а затем бросились во двор Спасской церкви. Учинив там подобный же погром и выломав попутно двери в Братском монастыре, грозя при этом всем насельникам смертью, хулиганы скрылись.
Наступившее в 1763 году бескоролевье в Польше явилось новым толчком к усилению гонений на православных. Было решено привести в действие старый план захвата на унию всех городских могилевских и кричевских церквей. Для этого латино-униаты избрали наиболее свойственный для них прием – самый оголтелый террор по отношению к православному духовенству, так что «некоторые священники страха ради на унию уже предаются», а наиболее мужественные и твердые «по лесам повседневно принуждены… критись». В этом терроре наиболее проявили себя униатский архиепископ Лисовский, кричевский плебан Рейнольд Ильич и ренегат от православия Никанор Митаревский.
Subscribe

  • был более «пролетарского происхождения»

    Антон Иванович Деникин родился 4 (16) декабря 1872 года в деревне Шпеталь Дольный, в завислинском пригороде Влоцлавека, уездного города Варшавской…

  • Люблинская трагедия

    Начиная от публикации Теодора Нарбута Истории литовского народа (еще написанной по-польски) литвины подвергают сомнению значение унии, признавая, что…

  • 30 лет у власти

    Ми́ло Джу́канович — черногорский государственный и политический деятель. Лидер Демократической партии социалистов Черногории. С небольшими перерывами…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments