igor1960 (igor1960) wrote,
igor1960
igor1960

Categories:

МОГИЛЁВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1618 ГОДА

В связи с Брестской церковной унией 1596 года, оформившей объединение на территории Речи Посполитой православной и католической церквей, в Беларуси обострилась религиозная борьба. Своеобразной формой религиозно-политического движения были православные братства, куда входили преимущественно ремесленники, торговцы, а также духовенство и шляхта.

Братство скорняков Могилёва, созданное в 1589 году, было одним из первых в Беларуси. Известны братства при церквях святого Спаса, «Въеханя господня», Преображенской, Богоявленской, Крестовоздвиженской. Братства сыграли большую роль в развитии просвещения, открывали братские школы, с 1616 по 1773 (с перерывами) существовала Могилёвская братская типография. В знак протеста против насильственного насаждения униатства жители Могилёва в 1599 году не впустили в город перешедшего в унию полоцкого архиепископа Г. Загорского, заявив, что:

«они его как поклонника папы более не признают за своего владыку».

398 лет назад состоялось выступление горожан Могилёва против принудительного введения церковной унии, которое вошло в историю под названием Могилёвское восстание. Толчком к нему стали действия полоцкого униатского архиепископа Иософата Кунцевича, даже среди униатов отличавшегося «бесчеловечною жестокостью», который в октябре 1618 года отправился в Могилёв с намерением закрыть там православные церкви и навязать жителям унию. Магистрат Могилёва заявил, что город, население которого исповедует православие, не будет подчиняться униатской митрополии. Узнав о приближении Кунцевича, горожане закрыли перед ним ворота, установили на городском валу пушки, угрожая применить оружие, когда архиепископ попытается проникнуть в Могилёв. Власти города вместе с толпами народа с хоругвями в руках вышли навстречу Кунцевичу, начали проклинать его как вероотступника и даже угрожали убить, если он не удалится от Могилёва.

Даже восстанием подобные действия назвать трудно, скорее больше похоже на угрозу вооружённого сопротивления униатской церкви, которая — и это очень важно учитывать при дальнейших рассуждениях — обеспечивала идеологическое сопровождение осуществления властями Речи Посполитой насильственной полонизации и католической экспансии в отношении непольских народов. По жалобе Кунцевича король польский Сигизмунд III издал универсал, согласно которому 20 участников выступления были приговорены к смертной казни, на жителей города наложен штраф в пользу казны, а все православные церкви и монастыри с их имениями и доходами были переданы униатской церкви.

Жители Могилёва участвовали в подготовке восстания против Кунцевича в Витебске в 1623, когда епископ был убит.

Могилёв стал крупнейшим центром белорусского православия. В 1632 была основана Могилёвская православная епархия, единственная на тот момент на территории Беларуси. Несмотря на это, дискриминация православной церкви со стороны государства привела к тому, что в белорусской епархии к середине XVIII века осталось только 130 православных храмов, а 164 церкви и 5 монастырей были превращены в униатские.

К середине XVII в. борьба в Могилёве приобрела массовый характер и переплелась с освободительной войной 1648 — 1654 годов под руководством. Б. Хмельницкого против феодального и национально-религиозного угнетения. В составе повстанческого войска было немало выходцев из Беларуси, в том числе из-под Могилёва. После битвы под Корсунем (16 (26) мая 1648) Хмельницкий направил к Могилёву и другим белорусским городам надёжных казаков, уроженцев тех мест, «с людьми тамошними добре знаючихся». Переодетые торговцами, нищими, монахами, они призывали к совместной борьбе против магнатов и шляхты.

Летом 1648 ремесленники Могилёва открыто заявляли, что ждут на помощь казаков. В октябре 1648 отряды повстанцев действовали около Могилёва.

Могилёвское восстание 1618 осталось заметной страницей в белорусской истории, как первое прямое открытое проявление религиозно-политического противостояния в западнорусских землях, вспыхнувшее после заключения Брестской церковной унии 1596 года между греко-католическим духовенством и польскими властями с одной стороны, и широкими массами православных горожан, крестьян, казаков и низшим православным духовенством с другой стороны.

Внешний религиозный конфликт приобрёл характер политического столкновения между государством и православным населением Речи Посполитой, что и продемонстрировало Могилёвское восстание 1618 года. Этим и объясняются положения универсала Сигизмунда III, в которых действия населения города, направленные исключительно против насильственного насаждения униатства, именуются бунтом и оскорблением короля.

Надо отдать должное могилевчанам, которые, несмотря на репрессии, продолжали сохранять верность более близкой им христианской культуры. Горожане приняли активное участие в подготовке антиуниатского восстания в Витебске в 1623 году, основали Могилёвскую православную (братскую) типографию, по их просьбе в 1632 в городе была создана Могилевская православная епархия, единственная в тот момент на территории Беларуси.

В 1654 во время войны России с Речью Посполитой (1654-67 гг.) Могилев перешел без боя на сторону московского войска. Горожане присягнули на верность царю Алексею Михайловичу. Дважды, в 1654 и 1660 году могилевчане вместе с русским гарнизоном сражались с осаждавшим город польско-литовским войском, успешно отразив осады.

https://inance.ru/2016/10/mogilevskoe-vosstanie/
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments