igor1960 (igor1960) wrote,
igor1960
igor1960

Categories:

Скрытая теплота патриотизма




FRIDMON

Скрытая теплота патриотизма

Всё-таки как несправедлива была Судьба по отношению к Валентину Николаевичу Виноградову, хотя изначально карьера молодого режиссёра складывалась очень удачно. Он учился во ВГИКе в мастерской Михаила Ромма, в одной группе с Шукшиным и Тарковским. «С Шукшиным мы были близкие друзья. А с Тарковским отношения были хорошие, но более сложные — мы были влюблены в одну девушку, Ирму Рауш, — вспоминает Валентин Николаевич. — На втором курсе я снялся в его первой вгиковской работе — «Убийцы»». Закончив ВГИК, Виноградов по распределению попал на студию «Беларусьфильм». Там вместо дипломной короткометражки ему дали снять полный метр — «День, когда исполняется 30 лет». Но на этом везение закончилось, потому что «День, когда исполняется 30 лет» Виноградов считал «не до конца своим». А вот «свои» работы показались тогдашним руководителям кино слишком самостоятельными. Валентин Николаевич вкладывал в них всю душу, а чиновники по этой душе — ножницами да запретами.

Судьба картина «Жди меня, Анна» именно такая. Снятая по повести Юрия Нагибина «Далеко от войны» она и должна была так называться, однако «недремлющее око» цензуры не нашло в картине подвигов, и название заставили изменить на нейтральное и «глубоко тыловое». Сегодня кажутся странными и даже нелепыми, мотивы, которыми руководствовались тогдашние руководители кино, поощряя одних и замалчивая (в лучшем случае) других. Приспособленцам всегда легче. Тяжелее тем, кто считает свою точку зрения правильной и готов отстаивать её до конца. Валентин Николаевич Виноградов был именно таким человеком. Он хотел снимать НОВОЕ кино, в котором бы не было набившей оскомину лакированности многих картин той поры. Он «бунтарил», экспериментировал, пытяась донести до зрителя свою точку зрения.

В 1990 году фильм был выпущен вновь под редакцией самого Валентина Виноградова. А в 2010 году, за год до смерти Валентина Николаевича Виноградова, Максим Кривицкий снял документальный фильм «Дневник режиссёра «Жди меня, Анна»», который подробно рассказал о том, кто и как «душил» этот замечательный фильм. Сам же Виноградов объясняет нелёгкую судьбу своих фильмов так: «Не шёл я в ноздрю с начальством. Я человек увлекающийся. Я, когда начинал работать, уже о начальстве не думал. Просто хотел осуществить замысел. А всё остальное мне мешало. Это моё несчастье. У меня ни одного живого фильма не осталось… Вообще я себя не так вел. Они говорят: «Делай поправки!» А я — «Нет, не буду». Взрывался — не так, как Тарковский. Тому скажут: «Делай поправки», — а он: «Я подумаю». Не взрывался… Хотя, какая разница, результат-то один и тот же».

Валентина Николаевича уже пять лет не с нами, зато остались его фильмы. Снятые талантливым художником они даже в «урезанном», «усечённом» и «выхолощенном» виде позволяют пытливому зрителю разглядеть всю глубину авторского замысла. Это легко сделать — нужно лишь чуточку постараться…

https://www.kinopoisk.ru/film/45287/
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments