igor1960 (igor1960) wrote,
igor1960
igor1960

Академик Евфимий Карский о родстве белорусов и великорусов



Его труд «Белорусы» выходил частями при жизни автора с 1903-го по 1922 год. После 1917 г. никто не мешал учёному выражать свои мнения, навязывая якобы «официальную» терминологию, и Карский открыто критиковал искусственное отмежевание белорусской речи от русского языка. Характеризуя современное ему «белорусское движение» (белорусских националистов), он писал в 3-й части 3-го тома, изданного в 1922 г., что «крайние руководители «возрождения» Белоруссии» заимствуют слова из польского языка, прибавляют к ним белорусские окончания, «преднамеренно стараясь отдалить этот язык от русского литературного, в выработке которого участвовало все русское племя, в том числе и белорусы».

«Находясь под властью Литвы, западная Русь окончательно объединилась во второй половине XVI века с Польшей и тем была поставлена во враждебное отношение к Руси Московской; однако этим не были совершенно уничтожены внутренние связи между названными частями русского народа: духовное общение, а иногда и внешние отношения хотя и в слабой степени поддерживались». По мнению учёного, даже войны между Речью Посполитой и Московским государством не разрывали родства между западной и восточной Русью.

Вот характерная оценка Евфимия Карского современных ему белорусских «возрожденцев», сохраняющая свою актуальность и сегодня: «Белорусское движение с самого своего зарождения (Богушевич), как это отчасти было заметно и у некоторых старых белорусских писателей (Верыга, Кондратович, Коротынский) из поляков, в известном круге своих представителей (обыкновенно католиков) питало сепаратистские тенденции. Для того чтобы отвлечь внимание недальновидных читателей от главной цели своих стремлений, более умные вожаки движения прибегали к импонирующим средствам, могущим льстить местному патриотизму: пытались создать из белорусов особую славянскую, отличную от русских нацию; старались подчеркивать «славное прошлое» белорусского народа; выдвигали своеобразные особенности языка белорусского, избегая и преследуя название его наречием и видя в нем также не русскую разновидность. Не прочь были опереться на католическую религию и вспомнили унию, – словом, привлекали к делу все, чем, по их мнению, белорус мог отличаться от великоруса. Но этого было мало. В белорусах сильно заложены основы общерусской культуры: необходимо было их как-нибудь вытравить; средство для этого придумано настоящее – нужно было приняться за уничтожение русской школы... Поступая таким образом, старались убедить всех, что стремятся к «незалежности», которая одна может, по их мнению, спасти Белоруссию от поглощения соседями; на самом же деле все мобилизовалось затем, чтобы скрыть истинный облик белорусской народности, убить в ней сознание принадлежности к русскому племени…» (Белорусы. Минск, 2007. Т. 3. Кн. 2. С. 646).

https://www.fondsk.ru/news/2019/12/29/akademik-evfimij-karskij-o-rodstve-belorusov-i-velikorusov-49793.html?fbclid=IwAR2qBp-gy0azciyySMOsS-py8ME3jTOEZDSerCh2BRVsIhclGeLAjhQe2lM
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments