igor1960 (igor1960) wrote,
igor1960
igor1960

Из истории зарождения и развития государственности на белорусских землях

Из истории зарождения и развития государственности на белорусских землях (вторая половина XIII-XVI веков)


https://beldumka.belta.by/isfiles/000167_113977.pdf


Как глава государства великий князь литовский обладал широкими полномочиями в сфере внутренней и внешней политики, но правил он не единолично, самодержавно, а опираясь на центральную и местную администрацию, также и на те органы власти, которые сформировались в процессе становления и развития ВКЛ.
В числе таких органов прежде всего надо выделить раду, действовавшую при великом князе (с XV века ее все чаще стали называть «паны-рада»). Она имела древнерусское происхождение, как отмечал М. Довнар-Запольский, выросла органически из основ древнерусского права, и даже ее название «не з’яўляецца запазычаннем з польскага права». Рада – общеславянское слово, и в западнорусских актах оно употреблялось вместо слова «дума» с XIII века, то есть еще до проникновения польского влияния. «Рада вялікага князя літоўскага, – писал М. Довнар-Запольский, – была яго княжацкай думай, такой самай радай, думай, якая была пры ўдзельных князях і якая дзейнічала ў найстаражытнейшы перыяд з самага пачатку складвання рускай дзяржавы».

https://beldumka.belta.by/isfiles/000167_321245.pdf

некоторые польские ученые еще в XIX веке пытались принизить правовую культуру восточнославянских, в том числе и белорусских земель, недооценивали роль местного права в развитии законодательства ВКЛ, считали, что оно базировалось на римском праве. Но эти ошибочные суждения не получили поддержки и были подвергнуты критике самими же польскими исследователями, и в частности С. Линде и И. Раковецким, учеными-правоведами Виленского университета И. Даниловичем, Ю. Ярошевичем, многими российскими и белорусскими учеными.
Проанализировав законодательные акты, изданные в ВКЛ, они пришли к выводу, что в их основе лежало местное право. «Тагачасная Літва, – писал И. Данилович [он имел в виду ВКЛ. –
Авт.], – кіравалася рускімі звычаямі і паданнямі». Более того, сами эти законодательные акты отразили достижения правовой мысли Беларуси, те идеи, которые были высказаны и обоснованы в работах Ф. Скорины, С. Будного, М. Литвина, А. Волана, других мыслителей. Не исключено участие выходцев из белорусских земель и в разработке законодательства ВКЛ. Это касается, в частности, Ф. Скорины: он мог быть привлечен к составлению Статута 1529 года. Во всяком случае, есть очень много общего между правовыми взглядами Ф. Скорины и положениями Статута, на что обратил внимание известный белорусский ученый В. Конон. Он писал, что «па сваёй структуры Статут 1529 г. адпавядае класіфікацыі законаў, распрацаваных Ф. Скарынам у 1519 г.». Это мнение разделял и белорусский историк-правовед И. Юхо.


можно согласиться с теми историками, которые считают, что до конца XVI века, до Брестской церковной унии, различие в христианской вере не создавало шляхте белорусских земель особых препятствий для пользования политическими правами. Православную церковь продолжало поддерживать большинство населения, проживавшего на восточнославянских землях ВКЛ, в том числе и шляхта. Церковь действовала в рамках автокефальной митрополии во главе с митрополитом Киевским и всея Руси, хотя по мере распространения католицизма, а затем и униатства ее позиции подрывались. Важное значение для развития государственности на белорусских землях имели тогда и этнические процессы. Именно в этот период шло формирование белорусской народности, и население княжеств, сложившихся ранее на территории Беларуси, признав власть великих князей литовских, осознавало себя не только «литвинами», но и «русинами», «руськими», а в дальнейшем «белорусцами», «белорусами». Эти названия уже тогда наполнялись этническим содержанием, и ими пользовались православные ВКЛ. Православная церковь на белорусских землях играла консолидирующую роль, способствовала развитию восточнославянских историкокультурных традиций, сохранившихся в ВКЛ.
Не следует упускать из виду и тот факт, что белорусские земли во многом определяли и экономическое развитие ВКЛ, его культуру. Даже официальным государственным языком княжества был русский, то есть старобелорусский язык. Все это дает основания в отношении ВКЛ, оценки его национально-этнического характера использовать термины «белорусско-литовское» или «литовскобелорусское» государство, имея в виду и роль, которую сыграли в его становлении и развитии и другие этносы. Такой оценки ВКЛ придерживаются многие современные исследователи, о чем свидетельствовали дискуссии, прошедшие в конце прошлого – начале нынешнего столетий, а также публикации последних лет.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments