igor1960 (igor1960) wrote,
igor1960
igor1960

Categories:

Афанасий Брестский (в миру Филиппович) – белорус по происхождению, преподобномученик



Афанасий Брестский (в миру Филиппович) – белорус по происхождению, преподобномученик. Родился около 1597 года. Получил хорошее образование, знал богословскую и историческую литературу, о чем написал в своем дневнике, сохранившемся до наших дней. Некоторое время работал учителем, после ушел в Виленский Свято-Духов монастырь, где в 1627 году принял постриг от игумена Иосифа. Затем был рукоположен в иеромонаха и назначен наместником Дубойской (Дубовской) обители под Пиноком. С 1638 по 1648 год был игуменом Брестского Симеоновского монастыря.

Стремясь сохранить православие на захваченных Речью Посполитой землях, написал большое количество публицистических статей антиуниатского толка, за что трижды сидел в тюрьме, а затем был приговорен к смертной казни. В ночь на 5 сентября 1648 года после пыток раскаленным железом, был расстрелян в районе возле деревни Гершановичи.

Лейтмотивом жизни Афанасия Филипповича стала борьба с унией и за объединение православных народов. Так, будучи ярым противником решений Брестского собора 1596 года, Афанасий считал, что обострение социальных и религиозных противоречий в государстве стало непосредственным проявлением последствий унии, которая затронула как светскую, так и духовную жизнь населения, привела к нарушениям общепринятых законов и попиранию прав народа.

Будучи, таким образом, главной причиной разногласий в обществе и, по мнению автора, навязанной народу (а значит и незаконной), уния должна быть уничтожена. Однако в произведениях Филипповича не содержится призыва к насилию: автор, будучи хорошо подготовлен юридически, старается действовать в рамках правовой системы Речи Посполитой. Так, отлично знающий историю православной церкви вкупе с правовой базой, регулирующей её деятельность в государстве, он аргументированно выстраивает свои обвинения. Кроме того, рассматривая унию и её предысторию, Афанасий привлекает и цитаты из исторических хроник. По мнению мыслителя, необходимыми условиями возвращения мира в общество Речи Посполитой являются справедливость и неприкосновенность законных духовных интересов православных жителей. Всей полнотой законодательной власти должен обладать не кто иной, как король: именно последний сможет вернуть согласие в общество. Остальные же органы власти — сенат, синод и сейм — должны обладать лишь совещательной функцией, иначе шляхетская анархия в государстве продолжится. При этом светская власть должна претендовать лишь на земной мир, в то время как духовный остаётся ей неподвластным, в том числе и папе римскому.

От прочих антиуниатских писателей-полемистов Филипповича отличало то, что в своих произведениях он старался не затрагивать церковно-догматического богословия. Данная особенность его творчества была основана на убеждении в том, что в основе стремления и польских феодалов, и католической церкви, заручившихся поддержкой некоторых православных иерархов, унифицировать оба вероисповедания лежали политические мотивы, а отнюдь не религиозные. Результатом стали не только критика униатской и католической церквей, но и обличение правящих шляхетско-магнатских кругов Речи Посполитой.

Афанасий Брестский является автором «Диариуша» («Діаріушъ, албо списокъ дѣевъ правдивыхъ») — одного из первых литературных произведений автобиографического жанра и единственной полемической автобиографии в белорусской литературе. В «Диариуше», ставшем одной из первых литературных произведений автобиографического жанра и единственной полемической автобиографией в белорусской литературе, была объединена в одно целое вся публицистика автора (его дорожные и объяснительные записки, дневники, автобиографический очерк, различные легенды и мистические видения, послания и письма Афанасия, его обличительные речи, конспективные наброски отдельных статей, философско-богословские трактаты, стихи о борьбе), а также был размещён напев гимноподобного канта. Последний представляет собой одну из наиболее ранних нотных записей в белорусской музыке, при этом сам напев записан киевской пятилинейной нотацией. В число особенностей, позволяющих назвать «Диариуш» одним из ярких памятников полемической литературы XVII века, входят его идейная насыщенность, разнообразные и колоритные стилистические оттенки, богатство как повествовательных средств, так и художественных приёмов. Среди прочего, в этом произведении автором были отражены некоторые стороны борьбы белорусского народа за свои права и культуру, а также обычаи и традиции того времени. Сам автор считает, что его произведение сохранит актуальность и позже, «у потомные часы».

Язык произведения — «сочный, красивый, милозвучный, язык белоруса, белоруса высокообразованного».

С 1996 года Афанасий является святым покровителем Люблинской и Холмской епархии Польской православной церкви. 16—18 сентября 1996 года в Бресте прошли торжественные мероприятия в честь преподобного великомученика Афанасия Филипповича; была проведена церковно-научная конференция, открыл которую Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев). В 2006 году в Бресте на проспекте Машерова возле Свято-Симеоновского собора был воздвигнут памятник «небесному заступнику» Афанасию Брестскому работы скульптора Олеси Гурщенковой.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments